Сегодня собираем документы для купли-продажи — завтра приобретаем жилье

Каждый человек мечтает обзавестись собственным жильем. На определенном этапе жизни удается добиться желаемого и решиться на покупку. Перед совершением сделки купли-продажи квартиры необходимо подготовить весь необходимый пакет документов. Это относится не только к продавцу, но и покупателю.
Чтобы приобрести жилую недвижимость, нужно собрать документы и справки. О том какие из них вам потребуются для совершения сделки, сегодня мы расскажем в этой статье. Приготовьте свое время и нервы, ведь сбор документов никогда не был быстрой и простой задачей.

Юридические новости
Документы для покупки квартиры

...

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите
бесплатную консультацию:
+7 (812) 309-75-63 Санкт-Петербург

Оглавление:

Список необходимых документов для покупки квартиры

Для приобретения квартиры (в том числе и так называемой «вторички») покупатель собирает следующий пакет документов:

  1. Документ, удостоверяющий личность. Это может быть не только паспорт, но и военный билет (для тех, кто проходит срочную службу), свидетельство о рождении (для участников сделки младше 14 лет). Если покупку осуществляет лицо в возрасте 14-18 лет, понадобится паспорт и свидетельство о рождении.
  2. Если покупатель состоит в браке, необходимо свидетельство о заключении брака.
  3. Согласие супруга на приобретение квартиры, если покупатель состоит в браке. Этот документ нужно заверить у нотариуса.

Если покупка осуществляется в ипотеку, то список документов намного больше. Необходимо представить справки, подтверждающие финансовую состоятельность. Но точный перечень зависит от банка, предлагающего ипотечный кредит.

Также нужно оформить доверенность у нотариуса, если сделку будет проводить не сам покупатель, а доверенное лицо.

Покупку квартир нужно зарегистрировать в государственных органах, для этого процесса подготавливаются и другие документы:

  • Договор купли-продажи. Он составляется в трех экземплярах: для продавца, покупателя и регистрационных органов. В нем должна быть указана следующая информация: место и дата составления, обязанности сторон (продавец передает жилое помещение покупателю, а тот, в свою очередь, оплачивает стоимость квартиры), сведения о государственной регистрации права продавца, об отсутствии прописанных лиц и т.д.
  • Заявление о государственной регистрации. Образцы заявлений есть на сайте росреестра.
  • Оплата государственной пошлины. Ее оплачивает покупатель, причем в регистрационную службу предоставляется только подлинник документа.
  • Акт приема-передачи жилого помещения. Документ подтверждает процесс передачи квартиры покупателю, без него договор купли-продажи считается неполноценным.

Остался лишь один нюанс. Регистратору также нужно предоставить документы на квартиру, чтобы провести регистрацию покупки жилого помещения:

  • Выписка из домовой книги. В ней указаны все лица, прописанные в объекте купли-продажи.
  • Кадастровый паспорт. Он нужен только в том случае, если раньше не подавался в регистрационную службу.
  • Согласие на совершение сделки супруга или супруги продавца. Этот документ должен быть оформлен на специальном бланке.
Все эти документы необходимо собрать покупателю и продавцу для оформления покупки квартиры.
      

Что такое расписка и зачем она нужна?

Расписка – это документ, который подтверждает определенный правовой факт. Для покупателя это гарант сделки, обеспечивающий спокойствие и помогающий отстоять свои права в суде, если это понадобится.

Стороны, подписавшие расписку, берут на себя определенные обязательства. Покупатель обязуется оплатить стоимость жилья в полном объеме, а продавец передать квартиру.

Процедура регистрации никаким образом не подтверждает факта оплаты, продавец теоретически может расторгнуть договор. Чтобы покупатель мог этого избежать, составляется расписка.

Документ оформляется в свободной форме, четких требований к нему нет. Чтобы расписка выполняла свои функции, нужно уделить большое значение ее содержимому. В документе обязательно должны присутствовать следующие данные:

  • Название документа. У расписки должно быть название. Например, «Расписка о получении аванса в счет приобретения квартиры».
  • Определение сторон. В документе нужно четко определить, кто покупатель и продавец, указать данные обеих сторон. Если собственников жилья несколько, то в расписку должны фигурировать все, это значит, что они согласны с проведением сделки купли-продажи и присутствовали при передаче денег.
  • Данные договора. Это документ, из которого возникли обязательства по передаче денег. В расписке также нужно указать объект недвижимости и его адрес, чтобы при необходимости жилье можно было идентифицировать.
  • Сумма сделки. Указывается сумма, передаваемая покупателю и валюта, в которой производится расчет.
  • Назначение передаваемых средств. В документе нужно указать, какую оплату производит покупатель (аванс, полная оплата квартиры, окончательная оплата и т.д.).
Когда расписка составлена, продавец должен поставить дату и подпись. Важно, чтобы она соответствовала подписи в паспорте. Только после этого расписка становится полноценным документом.

Составляя расписку, нужно помнить о трех правилах:

  1. Расписка должна быть письменной. Нельзя договариваться с продавцом на словах, необходимо оформить письменный документ. Если придется оспаривать свои права на недвижимость в судебном порядке, расписка может сыграть решающую роль в принятии решения судьей.
  2. Составлять этот документ лучше от руки. Это поможет доказать его подлинность и наличие обязательств, взятых на себя продавцом. Покупателя это защитит от мошенничества. Например, продавец взял деньги,
    подписал напечатанную расписку, а теперь отрицает ее подлинность и утверждает, что покупатель ему ничего не передавал. Рукописная расписка с помощью каллиграфической экспертизы поможет установить подлинность расписки.
  3. Заверить расписку у нотариуса. Это делать не обязательно, но желательно. Покупатель сможет себя полностью обезопасить от мошеннических действий продавца, если заверит расписку у нотариуса.
  4. Подписи свидетелей. Во время передачи денег должны присутствовать свидетели.

Покупателю необходимо уделить большое значение составлению расписки. Это убережет от мошеннических действий продавца и потери немалых денежных средств. Пример образца (формы) расписки при покупке квартиры вы можете скачать у нас по ссылке.

Справки при покупке квартиры

Покупателю, чтобы защитить сделку и избежать проблем после ее завершения, помимо нужных документов, желательно заручиться следующими справками:

  1. Справками об отсутствии задолженностей. Продавец обязан доказать, что нет долгов по квартплате и налогам.
  2. Финансово-лицевым счетом. Его также берет собственник жилья в ЕИРЦ. В этом документе указываются данные о жилом помещении: площадь, собственник и все, кто прописан.
  3. Справка из ПНД. Некоторые продавцы считают эту процедуру унизительной, но для покупателя это еще один способ подстраховаться. Если у продавца есть водительские права, то можно сделать их копию, в психоневрологический диспансер обращаться не нужно. Эта справка необходима, чтобы доказать дееспособность и вменяемость продавца на момент заключения сделки.
      

Заявление на покупку квартиры

К пакету документов для регистрации покупки квартиры нужно приложить заявление. Оно пишется по образцу, в котором указывается ФИО, адрес регистрации, данные покупаемой квартиры (адрес, количество комнат, жилая площадь), ставится дата и подпись.Если в квартире прописаны несовершеннолетние дети, нужно получить разрешение в органах опеки на сделку и отметить это в заявлении. Продавец должен указать их новый адрес регистрации.

Важно правильно оформить и заявление от супруга на согласие покупки квартиры. В этом документе муж или жена покупателя должны указать свои ФИО, дату составления заявления, адрес регистрации и выразить согласие на приобретение жилья.

Перед покупкой квартиры и заключением сделки купли-продажи нужно тщательно изучить объект недвижимости, собрать необходимые документы и проверить данные, предоставляемые продавцом. Эту процедуру можно провести самостоятельно или доверить специалисту. Важно помнить, что ни в коем случае нельзя пренебрегать составлением документов, которые подтвердят факт передачи денег и заключения сделки, иначе повышается риск стать жертвой мошенников.

Мы уже поняли что у вас ОСОБЕННАЯ проблема.
Звоните, будем решать:
+7 (499) 350-84-15Москва +7 (812) 309-75-63Санкт-Петербург
      
Звоните: +7 (499) 350-84-15 Все консультации бесплатны!
Комментарии 2
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий

  1. Георгий Виноградов

    Добрый вечер!нужно ли свидетельство о заключении брака, если есть генеральная доверенность для совершения сделки?

    • На вопрос отвечает юрист-эксперт Александр

      Правового понятия «генеральная доверенность» нет. Таким термином обыватели называют, обычно, доверенность с расширенным перечнем полномочий, включающих распоряжение имуществом. Для совершения действий, предусмотренных доверенностью, поверенное лицо обязано предоставить документ, его идентифицирующий. Таким документом является паспорт или иной документ, удостоверяющий личность лица, действующего на основании доверенности. У свидетельства иное назначение.
      Обоснование: ГК РФ (ст. 185).

      Бесплатная юридическая помощь в вопросах недвижимости
      +7 (499) 350-84-15Москва +7 (812) 309-75-63Санкт-Петербург