Оформление сделки: алгоритм профессионалов

Каждый, кто хотя бы раз покупал квартиру, знает, что эта процедура довольно проста, особенно если все юридические тонкости возложены на специально обученного человека (риелтора). Но, поверьте, сделку можно вполне успешно провести и без риелтора, главное, определиться с приоритетами — экономия денег либо вашего времени. Отказавшись от услуг посредника, вы сбережете солидную сумму (в разных регионах России она варьируется), но потратите больше времени на беготню по инстанциям, изучение бумаг и их заполнение. Итак, как же правильно оформить купли продажу квартиры спросите вы? Весь алгоритм — ниже.

Юридические новости

...

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите
бесплатную консультацию:
+7 (812) 309-75-63 Санкт-Петербург

Оглавление:

С чего начинается сделка

Будем считать, что к обоюдной радости продавец и покупатель нашли друг друга. Их все устраивает, и устную договоренность хотелось бы закрепить письменной формой.

Гарантийным обязательством от покупателя служит предварительный договор о внесении аванса или задатка (до 5% от цены квартиры). В документе надо точно определиться с термином, так как при изменении планов продавца авансовый платеж он вернет идентичной суммой, а задаток — умноженной вдвое.

Неплохо было бы сразу обговорить и другие детали сделки: когда прежний владелец освободит жилье и передаст ключи, будет ли требовать отдельную плату за встроенное имущество, в какой валюте предпочтительнее производить расчет.

Юридическая «незапятнанность

Перед оформлением покупки квартиры каждый уважающий себя покупатель должен выяснить, не тянется ли за ней какой-нибудь противоправный «шлейф». Разумеется, все намного легче, если проверку проводит риелтор, но и самостоятельно вы сумеете справиться. Детали, которые должны попасть в поле вашего зрения:

  • Подлинность документов собственника, удостоверяющих его право на это жилье.
  • Выписка из домовой книги с указанием всех, кто когда-либо проживал.
  • Наличие обременений на квартиру (арест, судебный запрет).
  • Не находится ли жилье в залоге.
  • Не сдана ли квартира в долгосрочную аренду.
  • История всех сделок с приобретаемой недвижимостью и их законность.

На все эти пункты вы найдете ответ в региональном отделении Росреестра, который на ваш запрос выдаст соответствующую выписку. В ней будут подробно зафиксированы все обременения (если таковые имеются), а также все переходы собственности (если они были).

Пристальное внимание во время планируемой сделки надо обратить на соблюдение прав других заинтересованных лиц:

  • несовершеннолетних детей;
  • наследников, пропустивших срок принятия наследства;
  • супруга собственника (при его отказе от сделки);
  • тех, кто был лишен приоритетного права покупки.
Особо бдительные приобретатели недвижимости могут поинтересоваться душевным здоровьем продавца, запросив справки из психоневрологического и наркологического диспансеров.
Продающий собственность должен быть 100% вменяем на момент заключения сделки. Если на этот счет у вас есть сомнения, лучше перепроверьте.

Страхование возможных рисков

Титульное страхование — так именуется процедура, которая должна обезопасить потенциального собственника от возможных притязаний третьих лиц, способных отнять ваше право на жилье.

Этот вид страхования, подразумевающий возврат полной суммы, уплаченной за квартиру, можно оформить до или после заключения сделки. Ежегодный страховой взнос не превышает полпроцента от цены объекта.

Договор титульного страхования заключают, как правило, на три года: это закрепленный законом период действия исковых претензий по сделкам с недвижимостью.

Собираем документы. Порядок оформления

Чтобы оформить сделку купли-продажи квартиры, надо оформить и обзавестись солидным комплектом документов:

  1. Паспорта продавца и покупателя.
  2. Документ, удостоверяющий право собственности продавца (договоры дарения, купли-продажи).
  3. Свидетельство о государственной регистрации права.
  4. Выписка из домовой книги (необязательно).
  5. Письменное согласие всех взрослых членов семьи.
  6. Нотариальное разрешение мужа (жены) покупателя на совершение сделки.
  7. При наличии маленьких детей — разрешение органа опеки.
  8. Справка о составе семьи, зарегистрированной в продаваемой квартире.
  9. Выписка из лицевого счета (необязательно).
  10. Чек оплаты госпошлины и его копия.

До похода в Федеральную службу Росреестра (где вы оформляете покупку) обе стороны заполняют и подписывают еще три основополагающих бланка, образцы которых можно найти в свободном доступе на сайте Россреестра либо на других интернет-порталах:

  • Заявление о государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ними
  • Договор купли-продажи квартиры
  • Акт приема-передачи квартиры

Договор купли-продажи

После того как продавец и приобретатель дотошно проверят все документы, они приступают к составлению договора, регламентирующего куплю-продажу квартиры.

Заверять у нотариуса его совершенно необязательно: лишняя трата денег. Но, если вы опасаетесь возможных «накладок», то, безусловно, для собственного спокойствия оформите договор под присмотром нотариуса.

Сведения, которые должны найти отражение в договоре:

  • подробные паспортные данные сторон (если в сделке участвует юридическое лицо — исчерпывающие его реквизиты);
  • скрупулезное описание предмета сделки (все технические характеристики и иные параметры квартиры);
  • список всех проживающих домочадцев;
  • цена недвижимости.
Кстати, далеко не всегда в договоре указывается настоящая цена, по которой жилье продается (приобретается). Покупатель заинтересован в весомом налоговом вычете, а продавец в уменьшении налоговых выплат, поэтому нередко цифра на бумаге бывает занижена.

Акт приема-передачи

Это бумага, удостоверяющая процесс перенаправления жилья по линии «продавец-покупатель». В зависимости от условий авансового соглашения будущий хозяин может справить новоселье и до получения официального свидетельства из Росреестра.

Деньги — на бочку

Передача наличных в день совершения сделки под присмотром риелтора или свидетелей — это самая популярная форма расчета при покупке недвижимости.

Чтобы не сомневаться в подлинности ассигнаций, их можно пропустить через специальный прибор, который заодно и пересчитает купюры.

Кто-то считает более надежным способом помещение обговоренной суммы в банковскую ячейку, ключ от которой продавец получит сразу после оформления квартиры на нового владельца.

Оформление сделки

Если сделка купли-продажи возложена на риелторское агентство, там и совершаются, как правило, все формальности по подписыванию нужных бумаг и передаче денег от покупателя к продавцу.

Сейчас на территории местных отделений Росреестра вполне легально действуют небольшие конторы, где клиентам за вполне приемлемую плату помогают подготовить пакет документов. Здесь же в день сделки происходит расчет между двумя ее участниками, который фиксируется распиской (в двух экземплярах) с указанием точной суммы, переданной продавцу.

Государственная регистрация

Финальное звено в цепочке действий — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), куда покупатель и продавец приходят для завершения сделки. В их присутствии регистратор внимательно изучает собранные документы и выдает расписку, на основании которой через две недели покупателю вручают свидетельство о государственной регистрации права.

Мы уже поняли что у вас ОСОБЕННАЯ проблема.
Звоните, будем решать:
+7 (499) 350-84-15Москва +7 (812) 309-75-63Санкт-Петербург
      
Звоните: +7 (499) 350-84-15 Все консультации бесплатны!
Комментарии 0
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий