+7 (499) 938-47-64 Москва +7 (812) 467-32-58 СПб

Порядок и схемы покупки недвижимости юридическим лицом у юридического или физического лица

Если собственник недвижимости юридическое лицо - ООО, АО или другая по форме организация, она имеет право распоряжаться недвижимым имуществом: продавать или покупать. Правда, сделки с участием юридических лиц несколько отличаются от сделок физических лиц. В статье расскажем о нюансах и условиях сделки, какие документы потребуются для её оформления, а также какие риски могут быть у сторон.
Юридические новости
Время на чтение: 5 минут Добавить в закладки

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите
бесплатную консультацию:
+7 (812) 467-32-58 Санкт-Петербург

Показать содержание

Особенности таких сделок

Перед тем как заключать сделку о продаже недвижимости, нужно сделать следующее:

  1. Если юрлицо — ООО или АО — перед продажей объекта проводят собрание акционеров и согласовывают решение о продаже общей недвижимости.
  2. Если фирмой руководит один человек, будет достаточно его письменного решения.
  3. Учитывают положения уставных документов компании: бывает, там указано положение о том, что недвижимость нельзя отчуждать, в том числе продавать третьим лицам. Если это указано, нужно изменить устав, затем проводить сделку.

Схема

Юристы рекомендуют соблюдать следующий алгоритм действий:

  1. Подготовить решения о продаже. Провести собрание акционеров, обсудить нюансы сделки и зафиксировать их в протоколе. Указать, кто возьмёт на себя непосредственно процесс продажи.

    Если собственник один, оформить решение в виде письменного документа.
  2. Составить договор купли-продажи. В документе нужно зафиксировать все условия проведения сделки: характеристики объекта, цену, данные продавца и покупателя.
  3. Заключить сделку. Если сторон всё устраивает, они подписывают договор. После чего заверяют его у нотариуса.
  4. Переоформить право собственности. После заключения сделки, нужно подать заявку в Росреестр на переход имущественных прав от продавца к покупателю. После того как изменения внесут, сделка будет считаться окончательно заключенной.

Документы

Список документов для продажи недвижимости юридическим лицом следующий:

  • решение акционеров (или единственного учредителя) фирмы о продаже имущества;
  • копия устава или другого учредительного документа фирмы;
  • свидетельство ИНН;
  • свидетельство ОГРН;
  • выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ);
  • паспорт представителя фирмы;
  • документ, подтверждающий право собственности на имущество;
  • справка о балансовой (если земельный участок — кадастровой) стоимости объекта.

В отдельных случаях дополнительно могут потребоваться:

  • свидетельство о государственной регистрации компании;
  • подтверждение, если сделка крупная;
  • справка о том, что имущество не является залоговым, не находится под арестом и т.д.
      

Виды сделок по покупке и продаже, нюансы заключения договора

Между двумя компаниями

В качестве примера: компания покупает квартиры для своих сотрудников у застройщика. В этом случае нужно:

  1. Заключить договор предварительной купли-продажи (ПДКП).
  2. Заключить основной договор купли-продажи (ДКП).
  3. Передать деньги и ключи от квартир.
  4. Подписать акт приёма-передачи.
  5. Зарегистрировать квартиры в кадастре недвижимого имущества.

Договор между компанией и застройщиком заключают в обычном порядке. Важно правильно указать сведения:

  • занимаемую должность;
  • фамилию, имя, отчество;
  • на основании чего действует должностное лицо.

В конце договора нужно указать реквизиты юрлиц:

  1. Полное и сокращенное наименования.
  2. Юридический и почтовый адрес.
  3. ИНН.
  4. Банковские реквизиты: наименование банка, корреспондентский счет, расчетный счет, БИК и другие.

Приобретение недвижимого имущества физлицом у ООО

Подобным образом заключают сделку купли-продажи компания и физлицо. В этом случае физлицу-покупателю важно проверить законность действий продавца.

  1. По последнему бухгалтерскому отчёту можно выяснить, является ли сделка крупной.
  2. В налоговой инспекции можно узнать о других участниках сделки (если есть акционеры) и дали ли они согласие на сделку.
  3. Там же можно узнать о правомерности действий уполномоченного лица.

Обо всех рисках и возможностях их избежать расскажем в отдельном пункте.

Покупка юрлицом у физического

Сделку юрлица с физлицом заключают по аналогичному сценарию.

Если предприятие покупает квартиру у физического лица нужно проверить у продавца стандартные документы:

  1. паспорт;
  2. договор приватизации / купли-продажи / мены / дарственную / свидетельство о получении наследства;
  3. свидетельство о государственной регистрации собственности и справка из ЕГРП;
  4. техпаспорт;
  5. справку о прописанных в квартире лицах;
  6. единый жилищный документ или выписку из домовой книги;
  7. согласие остальных собственников на продажу квартиры.

Обратить внимание нужно на следующее:

  • есть ли нотариально заверенное согласие супруга;
  • если в семье есть несовершеннолетние дети, есть ли разрешение органов опеки и попечительства.
      

Когда и для чего необходимо решение учредителей?

Крупная сделка требует дополнительных документов от всех учредителей — решений. Крупная сделка — это:

  • Для общества с ограниченной ответственностью — покупка или отчуждение недвижимости, стоимостью 25% от цены всего имущества фирмы.
  • Для унитарного предприятия — стоимость покупки более 10% уставного фонда фирмы или более 50 тысяч раз размера МРОТ.

Коллективное

Если участников ООО более двух, нужно организовать собрание и составить соответствующий протокол. Он и будет считаться решением.

В документе нужно указать:

  • дату, время начала и окончания собрания;
  • место;
  • повестку;
  • участников;
  • данные об объекте;
  • покупателе;
  • сумму сделки;
  • порядок и срок оплаты.
Правила составления протоколов общих собраний ООО установлены в ст. 181.2 Гражданского кодекса РФ.

Единственного учредителя

Законом не установлена форма данного документа. Его составляют по общим правилам решений для учредителей ООО. Различие: в тексте нужно указать, что участник сделки её одобряет.

Возможные варианты оплаты и ограничения

У безналичной сделки нет лимита оплаты. Ограничения установлены только при оплате наличными в размере 100 тысяч рублей.

Безналичные расчёты проходят через банки, поэтому разрешено использовать платежные поручения, аккредитив, чеки, расчеты по инкассо.

При безналичной сделке в договоре нужно указать, когда будет считаться, что покупатель полностью выполнил своё обязательство по оплате:

  • когда деньги зачислили на расчётный счёт или корреспондентский счет продавца;
  • когда деньги списали с корреспондентского счета банка покупателя.

Если в договоре этого не указано, то будет считаться, что покупатель оплатил сделку, когда деньги поступили на корреспондентский счет банка продавца.

      

Налогообложение

После заключения сделки нужно заплатить налог при продаже недвижимости юридическим лицом. Это может быть довольно крупная сумма.

В общем случае нужно заплатить два налога – подоходный (начисляют на сумму прибыли фирмы от сделки) и НДС — в размере 20%.

На размер налога в сделках купли-продажи недвижимости влияет:

  1. Жилая недвижимость или нежилая.
  2. Юрлицо зарегистрировано в России или заграницей.

При купле-продаже жилой недвижимости налог платят только на прибыль, НДС не требуется. Если объект сделки — нежилые помещения, вместе с налогом на прибыль выплачивают НДС.

При продаже недвижимости физлицом сделка облагается обычным НДФЛ.

Налоговый и бухгалтерский учет

Дата признания доходов — день передачи недвижимого имущества по передаточному акту или иному документу, то есть, в тот же день, когда начисляют НДС.

Дата регистрации права собственности покупателя для налогового учета значения не имеет.

С первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором был подписан акт приёма-передачи, нужно не начислять амортизацию, если её начисляли линейным методом (п. 5 ст. 259.1 НК РФ). При нелинейном методе при продаже объекта суммарный баланс соответствующей амортизационной группы уменьшается на его остаточную стоимость (п. 10 ст. 259.2 НК РФ).

Бухучёт

Согласно п. 1 статьи 551 ГК РФ процесс перехода права собственности на недвижимость по договору купли-продажи нужно зарегистрировать. В п.2 статьи 223 ГК РФ сказано, что право собственности покупатель получает с момента регистрации.

Статья 223 ГК РФ. Момент возникновения права собственности у приобретателя по договору

  1. Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
  2. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

    Недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю (пункт 1 статьи 302) на праве собственности с момента такой регистрации, за исключением предусмотренных статьей 302 настоящего Кодекса случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя.

Обычно, юрлицо-продавец передаёт физлицу-покупателю недвижимость по акту приёма-передаче, затем покупатель регистрирует право собственности. Для бухгалтерии организации важно не пропустить момент и списать объект недвижимость с бухгалтерского учета.

Как сказано в письме Минфина от 22.03.11 № 07-02-10/20, организация, передающая объект недвижимости, права собственности на который подлежат государственной регистрации, должна списать его с бухгалтерского учета в момент фактического выбытия. То есть независимо от факта государственной регистрации прав собственности.

Выручку нужно отразить в бухучете только после того, как покупатель получит право собственности на недвижимость.

Тогда же нужно отразить расход в размере остаточной стоимости объекта. До этого момента выбывший объект будет «висеть» на счете 45 «Товары отгруженные» (отдельный субсчет «Переданные объекты недвижимости»).

Подводные камни и риски

Самые большие риски у сделок между физлицом-покупателем и юрлицом продавцом:

  1. Мошенничество и подделка документов.
  2. Юрлицо может расторгнуть сделку, например, если не получено согласие от всех учредителей.
  3. Если фирму ликвидировали или признали банкротом сделку признаю недействительной.

Чтобы избежать рисков нужно запросить в МФЦ выписку о зарегистрированных правах, переходе прав, наличии обременений.

В документе будут указаны:

  1. собственник квартиры;
  2. предыдущий собственник и процесс передачи продавцу;
  3. является ли она заложенным имуществом;
  4. есть ли другие ограничения.
      

Вопросы-ответы

  1. Я на этапе покупки квартиры у юрлица. Куда переводить деньги или лучше отдать наличными?

    Деньги за недвижимость нужно отдавать только в кассу организации или переводить на счёт.

  2. У моей компании упрощённая система налогообложения. Продаём нежилое здание. Мне всё равно нужно платить налог на имущество?

    Налог на имущество должны платить все юрлица. Он не зависит от режима налогообложения компании.

  3. Собираюсь покупать квартиру у юрлица. Как узнать, не прописаны ли там посторонние и все ли счета за ЖКХ оплачены?

    Обратитесь в Управляющую компанию жилого дома, вам предоставят соответствующую справку.

Если учитывать все нюансы заключения сделок с юрлицами, собрать все необходимые документы и тщательно подготовиться, можно хорошо сэкономить на услугах профессионального юриста.

Мы уже поняли что у вас ОСОБЕННАЯ проблема.
Звоните, будем решать:
+7 (499) 938-47-64Москва +7 (812) 467-32-58Санкт-Петербург
          
    Звоните: +7 (499) 938-47-64 Все консультации бесплатны!
    Комментарии 0
    Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
    Добавить комментарий
    Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: